Как воспитать человека с развитыми исследовательскими способностями

Блажко О.А., проректор по учебно-методической работе Гомельского областного института развития образования

Мир, окружающий нас, стремительно меняется, и чтобы быть конкурентоспособным и успешным в нём, человек всё реже опирается на отработанные его предками или им самим мыслительные стереотипы и типовые поведенческие модели. В интенсивно меняющейся среде современному человеку всё чаще приходится проявлять исследовательское поведение. Поэтому в настоящее время в педагогической психологии, педагогике и образовательной практике чрезвычайно высок интерес к природной поисковой активности ребёнка как важнейшему образовательному ресурсу, позволяющему развивать природные исследовательские способности. Принципиально новое явление – новая педагогическая практика – предполагает не частичное использование поисковых методов или фрагментарную работу в организации учебного исследования, а обращение к принципиально иной модели обучения, где приоритетные позиции занимает познавательная деятельность самого ребёнка. Таким образом, ребёнок становится активным субъектом образовательного процесса, получая инициативу в организации познавательной деятельности. Человек с развитыми исследовательскими способностями будет более мобилен и профессионально, и социально, сможет добывать новую информацию и адекватно оценивать степень её достоверности. И ответ на вопрос о степени массовости внедрения новой исследовательской практики очевиден: не только у тех, кто станет учёным, журналистом, следователем, системным аналитиком, программистом, необходимо развивать исследовательские способности, они нужны всем, потому что уже рассматриваются как неотъемлемая составляющая профессионализма в любой сфере деятельности. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически и проявляется более или менее активно в зависимости от возраста. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда познания, новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Вместе с тем учителя, зная это, зачастую этот важнейший ресурс детской психики не используют. Ребёнок хочет знать одно, а взрослые хотят обучать его совсем другому. Постоянная познавательная активность – это естественное состояние ребёнка. Именно это внутреннее стремление к познанию через собственные исследования порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения. Преобладание репродуктивных методов в современном образовании вызывает множество протестов. Эти протесты в основном справедливы, но, понимая важность внедрения в практику обучения продуктивных методов, необходимо помнить, что репродуктивные методы не стоит рассматривать как нечто ненужное. Необходимо учитывать, что репродуктивные методы обучения – это наиболее экономичные способы передачи подрастающим поколениям обобщённого и систематизированного опыта человечества. В образовательной практике вовсе не обязательно, и даже глупо, добиваться того, чтобы каждый ребёнок заново открывал все законы общества, физики, химии и т.д. Также использование исследовательских методов обучения даёт больший образовательный эффект только при их умелом сочетании с репродуктивными методами. Круг исследуемых детьми проблем может быть существенно расширен, их глубина станет значительно большей при условии умелого использования на начальных этапах детских исследований репродуктивных методов и приёмов обучения.

Методистами учебно-методических отделов института подготовлены материалы, которые помогут педагогам, администраторам, методистам организовать исследовательскую деятельность. Также Вы можете познакомиться со списком имеющейся в библиотеке института литературы по организации исследовательской деятельности учащихся на сайте Гомельского областного института развития образования в рубрике "Публикации. Проектно-исследовательская деятельность". На портале размещены презентации по теме семинара.